Будущее человечества... Эта тема всегда
рассматривалась с большим интересом в рамках как
восточной, так и европейской философской
традиции. Но во второй половине 20 века резко
сместились акценты: человек стал не только мечтать
о прекрасном грядущем, но и искать оптимальные
способы для его достижения. И на этом пути у него
возник закономерный вопрос: «А возможно ли
будущее в принципе?» Количество ядерного оружия
на планете и вероятность экологического катаклизма
не позволяют дать утвердительный ответ.
Наибольшую актуальность приобрело осмысление
трудностей во взаимоотношениях природы и
человека, а также отношений между людьми.
Благодаря обсуждению этих проблем сложилось
несколько традиций. Космизм в русской философии
является одной из них.
Определение.
Название «космизм русский» возникло в 60-е годы,
когда народ бурно ликовал по поводу освоения
космоса и обращения к практически забытому
наследию К. Э. Циолковского. Тогда оно охватило
собой широкую область русской культуры конца 19 –
начала 20 века. Его наиболее яркими
представителями были: в поэзии – Брюсов, Тютчев;
в музыке – Скрябин; в живописи – Нестеров. А
философское направление формировалось вокруг
идей К. Э. Циолковского (которого поддержали
такие крупные учёные, как В. И. Вернадский и А. Л.
Чижевский) и трудов Н. Ф. Фёдорова.
В первую очередь философы-космисты размышляли
над дальнейшими перспективами развития
человечества. Конечно, из-за образа жизни и стиля
мышления авторов, их работы очень непохожи. Но,
несмотря на это, у них можно найти много общих
идей, дополняющих и развивающих друг друга и
формирующих целое направление в отечественной
философии.
Главная идея.
Космизм русский впервые обосновал идею
объединения всех людей, основываясь не столько на
политических и идеологических причинах, сколько
на нравственных и экологических. Таким образом,
сформировалась важнейшая черта философского
направления – соединение таких несовместимых
ранее проблем, как установление всеобщего
братства, освоение космоса и сохранение
окружающей среды.
Направления русского космизма.
Их несколько, но главных течений всего пять.
Некоторые из них мы уже упоминали выше. Сейчас
представим вам полный список:
Естественно-научное (Циолковский, Вернадский,
Чижевский).
Религиозно-философское (Фёдоров).
Художественно-поэтическое (Морозов, Сухово-
Кобылин, Брюсов, Одоевский, Тютчев).
Эзотерическое (Рерих). Ноосферное (Шипов,
Акимов, Дмитриев).
Родоначальник космизма.
Основателем космизма и его крупнейшим
представителем является Николай Фёдорович
Фёдоров. Он никогда не занимался философией
профессионально. Фёдоров добывал средства на
жизнь сначала преподаванием, а потом работой в
библиотеке. При жизни Николая Фёдоровича было
опубликовано очень мало его работ. Но и этих
изданий хватило для того, чтобы многие философы
и писатели смогли восхищаться его идеями.
Особенно благожелательные отзывы поступали от А.
М. Горького, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
Многие идеи русского космизма были
сформулированы Фёдоровым в его труде
«Философия общего дела». Он считал, что причина
дисгармонии в отношениях природы и человека
кроется в неустройстве жизни последнего. А природа
из-за своей бессознательности выступает в качестве
враждебной силы. Только эту силу можно подчинить
при помощи человеческого разума. Философ считал,
что «люди должны вносить в мир гармонию и
наводить в нём порядок». Благодаря этому эволюция
природы превратится из стихийной в сознательно-
регулируемую.
Всеобщая регуляция.
Русская философия, русский космизм были бы
немыслимы без идеи Фёдорова об осуществлении
всеобщей регуляции. Она необходима для
преодоления разрыва между природой и человеком.
При этом психофизиологическая регуляция
подразумевает управление нашей внутренней силой.
Внешняя же развёртывается от нашей планеты к
Вселенной и охватывает несколько ступеней:
Метеорическая регуляция (объект – Земля).
Планетарная астрорегуляция (объект – Солнечная
система).
Космическая (объект – Вселенная).
При прохождении этих ступеней человечество
сможет объединить все существующие звёздные
миры. Кстати, русский космизм как философское
направление зародился именно благодаря этой идее.
Так что Николая Фёдоровича можно с уверенностью
назвать гением.
Четыре принципа Циолковского.
Существенное влияние на космизм в русской
философии оказал Константин Эдуардович
Циолковский. Он известен как оригинальный
мыслитель, писатель-фантаст и провозвестник
астронавтики и ракетодинамики.
Константин Эдуардович считал, что наш мир можно
объяснить лишь с космической точки зрения.
Будущее мира – это освоение космоса людьми. Вся
наша деятельность должна сосредоточиться на
совершенствовании взаимодействия космоса и
человека. Освобождение разумных организмов от
зависимости в отношении их среды обитания – одна
из главных задач эволюции. Константин Эдуардович
думал, что освоение космоса сможет объединить
людей в цельное государство.
Существует ряд философских принципов, на
которые опирался Циолковский. Русский космизм до
сих пор их исповедует. Таких принципов четыре.
Рассмотрим их в порядке важности:
Панпсихизм (признание чувствительности
Вселенной).
Монизм (материя едина, и её свойства одинаковы).
Принцип бесконечности (сила космического
разума и Вселенная бесконечны).
Принцип самоорганизации (Вселенная сама
выстраивает собственную структуру).
Ноосфера Вернадского.
Многие идеи русского космизма были
сформулированы Владимиром Ивановичем
Вернадским. Он был не только выдающимся
естествоиспытателем, но и значительным
мыслителем, а также основателем учения о биосфере
и её переходе в ноосферу.
В. И. Вернадский и другие представители такого
направления, как космизм русский, считали, что с
помощью науки человечество сможет подчинить
себе вселенную и стать ответственным за её судьбу.
Это можно объяснить тем, что «научная работа
станет проявлением геологической деятельности
человека, а это создаст особое состояние биосферы и
подготовит её к переходу в ноосферу». Последнюю
мыслитель понимал как сферу расширения
разумной деятельности людей, направленной на
поддержание жизни на планете в рамках биосферы,
затем в околосолнечном пространстве и в итоге уже
за его пределами. По мнению В. И. Вернадского,
сама эволюция подготовила вступление
человечества в эпоху ноосферы. А главное условие
этого перехода – объединение созидательных
условий для повышения общего уровня
благосостояния людей.
Солнечная активность Чижевского.
Русская философия, русский космизм получили
существенный толчок в развитии благодаря работе
Александра Леонидовича Чижевского, в которой
речь шла о влиянии солнечной активности на
историю человечества. Учёный считал, что
революционные потрясения происходили в периоды
наибольшей активности Солнца. Это явление
повторяется с интервалом в 11 лет. В свою очередь,
одиннадцатилетний цикл состоит из 4 периодов:
Минимальная возбудимость (3 года).
Рост возбудимости (2 года).
Максимальный подъём возбудимости (3 года).
Понижение возбудимости (3 года).
Теории Чижевского о влиянии солнечных бурь на
поведение конкретных людей и социальные явления
и сейчас имеют очень широкое распространение.
Заключение.
Итак, мы рассмотрели русский космизм как
философское направление. Надо отметить, что
человеку потребовалось много сотен лет для
обретения разумного облика наряду с развитым
осознанием собственной духовности. Проходя
стадии формирования мировоззрения, человеческая
цивилизация открывала новые виды познания,
создавая новые отрасли философских взглядов и
наук.
Приглашаю прослушать интервью
Генерал-лейтенанта запаса Алексея Савина.
Свежие комментарии